Тапас

Тапас — постоянство в практике

пять принципов Ниямы

Когда мы говорим о Тапасе, подразумеваем две, на первый взгляд, не зависимые друг от друга величины. Тапас, как универсальная энергия, личная сила, проявляющаяся как средство воздействия на окружающий мир. И Тапас, как постоянство в практике, самодисциплина.

Само определение Тапас имеет много значений, наиболее часто употребляемые из которых — это постоянство в практике и самодисциплина. Посудите сами, если человек изо дня в день, постепенно, методично, прилагая достаточное количество усилий, будет делать какое либо действие, разве он не добьётся в этом успеха, поставленной цели? Рано или поздно — добьётся. Выражение: «Капля камень точит», — как раз про этот принцип.

Нет в жизни вещей, которые не достигаются постоянной упорной тренировкой, постоянными упражнениями, постоянным стремлением. Но есть много того, что отвлекает, уводит от самого устремления к результату и поставленной цели, и первое, что отдаляет результат — это само желание достигнуть этой цели. Мы уже знакомы с правилом Апариграха — принципом не присвоения и не желания обладать чем либо. В данном случае это стремление как раз касается поставленной цели. Казалось бы, чем больше сил и средств человек вкладывает в процесс устремления, тем ближе сама цель, но тем больше он становится привязан к ней, тем больше он возмущает потоков вокруг себя, формируя сопротивление окружающего мира. Включается некий закон сжатой пружины, описанный Ньютоном, как сила действия равная силе противодействия:
( f = -f )

На определённом этапе становиться сложным и практически не возможным само действие — такое привычное и простое в других условиях. Когда человек сталкивается с противодействующими ему силами, он может остановится, отказаться от задуманного, уйти с выбранного пути. Этот механизм такой простой и очевидный, но далеко не сразу осознаваемый в процессе внутреннего переживания. Постороннему глазу, порою не понятно и не ясно состояние человека, подвергающегося такому давлению сил противодействия. Его поступки могут показаться нелогичными и глупыми.

Все эти переживания вряд ли возможно объяснить человеку, который ещё не сталкивался с этим противодействием или сталкивался, но не достаточно для того, чтобы осознать его как серьёзную силу, требующую к себе должного и не легкомысленного отношения. Игнорировать её не получится и не получится обойти. Тут необходимо наблюдение, изучение, понимание и осознанное отношение в динамике к механизмам сопротивления.
«В словах никогда не расскажешь об этом, нет точных путей и готовых ответов…»

С точки зрения самой практики йоги самодисциплина, самоорганизованность и самоотверженное отношение к своим действиям и поступкам имеет решающее значение именно в тот момент, когда включаются эти механизмы, заставляя человека прикладывать порой невероятные усилия для, казалось бы, простого действия или решения. Потому, что в игру вступает наше самое слабое место и одновременно с этим наш самый сильный противник — наше ЭГО.

Эго мешает быть спокойным и в меру настойчивым, не переходить границы, не возмущать пространство и мир вокруг себя. Эго мешает быть в намерении, действовать согласно с природой вещей, чувствуя когда нужно приложить усилие, а когда нужно подождать.

Каждый принцип Ямы и Ниямы добавляет свой оттенок правильного понимания вещей, свою истину, корректирует и обтачивает острые грани нашего естества, формируя в нас такую личность, которая способна будет действовать в различных условиях и разрешать сложные задачи, неподвластные многим.

Следующий, четвёртый принцип — принцип познания и самопознания, сформулирован в практике йоги в правило «Свадхьяя«. Все предыдущие правила и действия, плавно и гармонично перетекая в этот этап, подводят практикующего к настоящим открытиям в духовной области, открытиям своего внутреннего мира.


 

Пять принципов Ниямы

Правило первое – «Шауча» — принцип чистоты во всех проявлениях человека, соблюдение внешней и внутренней чистоты.
Правило второе – «Сантоша» — удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
Правило третье – «Тапас» — самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
Правило четвертое – «Свадхьяя» — постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
Правило пятое – «Ишвара Пранидхана» — посвящение себя и своих дел Богу.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.