Дхарана

Практика сосредоточения — Дхарана

На определённых этапах практики йоги, возникает необходимость более целенаправленного самоконтроля, сосредоточения внимания, дисциплины ума и всей психической составляющей человека в целом. Изучая принципы Ниямы, мы уже познакомились с понятием ТАПАС — как техникой постоянного, методичного воздействия, позволяющего достигать поставленных задач и целей.

Когда мы занимаемся работой с телом, выполняя асаны и дыхательные упражнения, нам и в голову не приходит, что мы занимаемся чем то иным, как не практикой — неким действием, результаты которого сразу проявляются в виде физической усталости или наоборот — бодрости, повышения общего тонуса, гармоничного состояния. Мы чувствуем. Наше тело откликается на наши действия. Это служит основой для формирования идеи о неком процессе работы над собой. Само выполнение асан отчасти приводит к постижению практики сосредоточения, где объектами нашего внимания являются различные участки тела.

Затем наступает момент осознания проделанной работы. Глядя на своё тело, его отражение в зеркале, мы видим конкретный результат. И он нам нравиться! Наше тело уже не напоминает своими «размытыми формами» нечто не желаемое — эдакого тюленя в человеческом облике. Оно подтянуто, играет мышцами, рельефно и удивительно красиво и гармонично. Ну хотя бы в сравнении с тем, что оно представляло до момента начала работы над собой.

В процессе работы с телом — со своей физической составляющей, мы учимся достигать и, одновременно с этим, понимаем принципы, лежащие в основе этих достижений. А затем, увидев и поняв результаты работы с использованием самих принципов, можем использовать их как инструмент достижения уже в другой сфере, менее ощутимой вначале, но приносящей не менее эффективные результаты и достижения.

Так постепенно мы подходим к осознанию тех моментов, которые необходимы для углубленного погружения в работу со своим внутренним. Говоря о практике сосредоточения, нужно иметь ввиду, что подразумевается некое действие, достаточное для обозначения его как вида практики.


материал в редакции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.