Пратьяхара

Пратьяхара — пятая ступень в практике йоги.

«Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами,
органы чувств, как бы следуя внутренней форме сознания,
прекращают свою деятельность…»

Вьяса

Пратьяхара — практика отрешения, отвлечения, уклонения от внешних влияний и контроля над чувствами, эмоциями и умом, пятая ступень в эволюции тела и души. Считается, что только с момента освоения этой практики, начинается настоящая внутренняя работа. Патанджали в «Йога-сутрах» пишет о пратьяхаре: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств». Одно из значений — искусство видеть Бога во всём. Тот, кто освоил Пратьяхару, становится хозяином своих чувств.

Горакшанатх в «Сиддха-сиддханта паддхати» определяет пратьяхару как возврат органов чувственного восприятия, остановка их изменений (викар) и поворот вспять возникающих изменений.

Сам термин Пратья-Хара, состоит из двух санскритских слов — «прати» и «ахара»,  (pratyahara отвлечение, уклонение), и имеет две составляющие, два корня. Но нужно понимать, что за многие годы языки, наречия и сами выражения претерпевают изменения, а трактовки могут терять свои первоначальные значения. Поэтому постараемся немного глубже разобраться в значении составляющих термина Пратья-Хара:
Пратья(и) — противоположное (санскр.), очень похоже на старославянский прати (стирать, очищать). Санскритский же термин аХара (то, что принимается внутрь), похож на старославянский Хара — центр воли и действия. Зная, что санскрит имеет общие корни и тем самым очень похож на старославянский, можно более верно, более образно трактовать и осознать принцип Пратьяхары.

Слово Хара — нам знакомо, немного забыто, но вполне образно и конкретно. Производные от него характер, харизма, характерники (казаки) — владеющие энергией Хары. Мы видим не что иное, как перечисление качеств определённого центра, формирующего нашу личность. Хара – центр жизненной силы, центр действия. В практике Цигун его называют «Дантянь», в Японии его считают центром «Первоначальной Ци» — энергии и силы человека, термин Хара переводится как живот (жизнь вот), или центр нашего существа, личности. Тем самым, этимологически сочетание Пратья-Хара вполне можно трактовать, как очищение центра воли. Или изменение (очищение) качеств личности.

Основная задача практикующего Пратьяхару: научится отвлекать (переключать) ум с объектов восприятия и удерживать его в этом состоянии. Такое умение даёт возможность дальнейшего продвижения в практике и достижения состояния внутреннего покоя — это нечто большее, чем просто сосредоточенное созерцание своих мыслей или дыхания. Медитация — это движение в глубину своей сути, это процесс постижения. При этом, сам процесс достижения внутренней тишины не является чем то сложным, наоборот — он очень прост. Но сложным, а порой даже невозможным его делает движение ума. Неопределённое, хаотическое, не контролируемое, привязанное то к текущим событиям и связанным с ними переживаниям, то к мечтам, то к воспоминаниям. Ум беспокоен и нетерпелив, он жаждет новых ощущений, впечатлений, переживаний. Ему нужно всё перемалывать и анализировать. Он в вечном устремлении. Когда же он сталкивается с явлением внутренней тишины, внутреннего покоя — ему просто становится невыносимо и скучно. Он напряжённо борется за своё «право» быть в движении, быть беспокойным. Этот механизм обычно является тем препятствием, тем «камнем преткновения«, за порог которого йогин выходит далеко не сразу, а, возможно, и далеко не всегда. Это ведёт к остановке на пути. Но так как часть пути уже пройдена, человек может попадать в «ловушки» своего ЭГО, выдавая желаемое за действительное. Из-за этого процесса, продвижения в практике может сводится к выполнению или сложных асан, таких, которые недоступны другим, или к информационному перенасыщению. Такой человек может становиться буквально пожирателем информации, демонстрируя свою эрудированность в духовных аспектах практик, и не только йогического направления. Для чего? Для того чтобы показать себе и другим динамику продвижения по пути. Но если быть честным, можно видеть, что такой динамики нет. Не далее, чем работа с телом — четвёртой ступени. Неспокойный ум — достаточно серьёзный противник, недооценивать его изощрённое влияние на всё наше существо нельзя.

 «Йог, надёжно утвердившийся в пратьяхаре, может спокойно медитировать даже на поле битвы, под непрерывный грохот бесчисленных орудий»
Св.Шивананда


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.