Эксперимент мышиный рай 25

Эксперимент мышиный рай 25

В 1972 году американский ученый-этолог, исследователь психологии Джон Кэлхун совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH), провел известный эксперимент «Вселенная-25» (или «мышиный рай» 25), заставивший очень многих людей задуматься о своём будущем. Целью эксперимента  был анализ влияния плотности популяции на поведение в социуме. В ограниченных условиях была создана идеальная среда — пространство размерами два на два метра и высотой полтора метра, но откуда подопытные не могли выбраться. Внутри поддерживалась очень комфортная для мышей температура, чистота, в изобилии присутствовала еда и вода, а также многочисленные гнезда для самок. Система обеспечения питанием была настолько продумана, что тысячи мышей могли бы одновременно питаться и потреблять воду, не испытывая никаких проблем.

Заселённые туда 4 пары мышей, сразу освоились и стали быстро размножаться. Численность популяции быстро росла, каждые 55 дней число мышей удваивалось. И вот наступил такой момент, когда места в ограниченном пространстве стало явно недостаточно и поведение мышей стало резко меняться. Счастливые и здоровые — они вдруг стали проявлять себя агрессивно и даже безжалостно. Росло число «жертв» этой агрессии, что приводило в определённым изменениям социальных ролей в принципе.
Эксперимент назван 25-м не случайно. Многократные исследования заканчивались одинаковым финалом: мышиный рай превращался в ад.

Подробности можно узнать из материала википедии или других источников.

Эти социальные проявления в мышином сообществе так понятны нам — современным социальным людям, живущим в условиях постоянно нагнетаемой стрессовой атмосферы, возрастающей конкуренции. В этих условиях приходится выживать, отталкивая менее удачливых или более простодушных, и часто идти на компромисс с совестью.
Но у совести компромиссов быть не может.


Смотрите также материал по теме:
Йога в условиях города
Пять принципов Ямы
Пять принципов Ниямы
Ступени йоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.