5Принципов Ямы — Ахимса

Ахимса — дружелюбие

Пять принципов Ямы

Давайте более подробно рассмотрим те правила (принципы), которые являют собой основу первой ступени йоги.

Первый прицип — «Ахимса» — принцип дружелюбия, гармоничного отношения к себе и к окружающему миру, предписывает наблюдение и распознавание внутреннего дисбаланса и напряжения в словах, в мыслях и в действиях, изучение механизмов приводящих к этим состояниям. Соблюдение правила  Ахимсы — это способ достижения внутреннего покоя,  принцип свободного взаимодействия с людьми и обстоятельствами.

Зачастую мы встречаем идею о «ненасилии», характеризующую этот принцип. В случае, если у человека в корне неверные представления о справедливости, когда он часто впадает в состояния гневливости, прибегает к насилию над собой и окружающими, порою даже не понимая, что поступает не правильно, эта идея справедлива. Важным так же является способность не путать Ахимсу с проявлениями трусости. Полностью осознать необходимость соблюдения принципа Ахимсы может только сильный духом человек, свободно владеющий и оружием и словом, он может проявить милосердие, любовь и сострадание. Слабый же, ищущий прибежища в тени Силы, будет оправдывать свои действия громкими высокопарными фразами и благородными принципами, в том числе принципом «ненасилия».

“…Те, кто открыл закон ненасилия в море насилия, были несравненно гениальнее Ньютона. Они были и более великими воинами, нежели Веллингтон. Зная, как пользоваться оружием, владея им, они поняли его бесполезность и учили измученный мир тому, что его спасение — в отказе от насилия…”
Махатма Ганди.

Активное состояние Ахимсы, когда человек сопротивляется неправильным или неэтичным действиям по отношению к себе и своим близким. И хотя кодекс воина (бусидо) предписывает пресекать насилие и подобные проявления, отстаивая позицию справедливости и чести, как известно, лучшее сражение — это то, которое не произошло. Если говорить о взаимосвязи принципов Ямы, то с точки зрения второго принципа — умеренности, избегания крайностей можно судить о любой форме насилия, как о крайностях.

Истинно просвещенный человек никогда не воюет (Лао-цзы).

Поведение человека обусловлено многими природными и социальными факторами. Некоторые мы осознаём, какие то чувствуем, но не понимаем их сути, а о каких то вообще можем не узнать в течение всей жизни. Почему мы испытываем состояния гнева, обиды, зависти? Совершаем насилие над своей природой, над окружающим нас миром?

В 1972 году американский ученый-этолог, исследователь психологии Джон Кэлхун совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH), провел известный эксперимент «Вселенная-25» (или «мышиный рай«), заставивший очень многих людей задуматься о своей жизни и своём будущем. Суть эксперимента — попытка понять глобальные процессы, ведущие к замене здоровых социальных отношений на патологические — не здоровые. Эксперимент назван 25-м не случайно. Многократные исследования заканчивались одинаковым финалом: мышиный рай в условиях ограничения превращался в ад.

Подробности можно узнать из материала википедии или других источников.

Если же рассматривать механизмы нашего современного социума, ведущие к формированию раздражительности, гневливости и в итоге к насилию, то можно обнаружить, что в начале процесса часто нарушается ещё один принцип Ямы — Сатья (правдивость). Можно чётко увидеть, что формирование раздражительности и гнева (агрессии), оказывается тесно связано со стрессом, возникающим в результате вынужденного положения, необходимости делать то, что приходиться, постоянного компромисса со своим творческим началом, внутренним миром, а порой и с совестью.

Но вынужденным положение человека становится не сразу. Для начала мы верим в свою не способность влиять на события так, что бы получать желаемое, и стать хозяевами своей жизни. Вместо этого, сталкиваясь с обилием проблем и ненужной информации, утратив в какой то момент способность отстаивать свои позиции, мы становимся на «путь наименьшего сопротивления«. В результате многолетнего давления социальной сферы на наше сознание, мы занимаем это вынужденное положение и перестаём совершать попытки выйти из под его влияния.

С самого раннего возраста мы подвержены убеждениям, нас мотивируют, ориентируют в понятиях хорошо-плохо, занимают наш ум различными идеями, целями, установками и принципами, которые в итоге сильно меняют наше сознание. Всё это происходит неосознанно. В этом принимают участие наши родители и наши друзья, все те, кто одобряет нас или порицает нас. С самого раннего детства мы учимся не доверять себе — своему естеству, но при этом, слушать других: более опытных, более правильных и более значимых и авторитетных персон.

Этот механизм, постоянно подогреваемый страхами, социальными установками сначала ведёт к депрессиям, подавленному состоянию, различного рода психосоматическим изменениям и фрустрациям. Позже к протестам, особенно выраженным в подростковом периоде, когда формируется характер, личность человека. В конечном итоге — гнев и агрессивные состояния, желание в корне всё изменить радикально. Наше состояние в таком случае похоже на кипящий котёл с закрытой крышкой — рано или поздно рванёт… Особенно в те моменты, когда мы в очередной раз достигаем результатов далёких от желаемого.

Конечно тут можно возразить, что наш гнев — это ответная реакция на раздражители в виде неадекватных или несправедливых действий по отношению к нам. Что много разных неоднозначных ситуаций, людей и их проявлений. Но все эти воздействия внешние, а гнев — наш. Какую позицию для себя тут выбрать и какую сторону занять, решать придётся нам в течении жизни постоянно.

Правило Ахимсы предписывает разбираться с механизмами возникновения гнева внутри нас, тщательно изучать их, и по возможности от них избавляться, очищая, таким образом, своё сознание от необходимости реагировать каждый раз на разные факторы раздражительностью и гневом.

Необходимо так же понимать, что каждый раз, проявляя негативные эмоции, мы теряем большое количество энергии. Каждый раз после проявления негативных эмоций гнева, обид, раздражительности или тревог, нам приходится восстанавливаться — отдыхать. Стресс, вызванный негативными эмоциями, как правило сопровождается желанием компенсировать это состояние удовольствиями: перееданием, употреблением стимуляторов, алкоголем, сексом. Такому человеку необходима разрядка и он готов «сбросить» своё негативное состояние на детей, родственников, домашних животных и т.д. Не понимая, какой вред он причиняет себе, своей семье или своей карьере.
С одной стороны гнев — эмоциональная разрядка, с другой стороны — такие вот потери.

Справедливости ради нужно добавить, что такие стрессовые состояния всё же являются очень хорошей школой Жизни и катализатором многих переживаний. Человек вынужден быстрее выходить из сложных ситуаций, быстрее их проживать и находить решения. В конечном итоге стресс является мощным двигателем развития человека на неосознанных этапах. Есть такое выражение, что в мире страданий невозможно жить, не причиняя какого-либо ущерба другому существу, но необходимо хотя бы к этому стремиться.

Умеренность в своих проявлениях и вырабатывание такой привычки, так же даёт нам возможность сохранять энергию, не тратить большие её количества на те вещи или желания, без которых можно обойтись в данный момент.

Этот принцип в йоге называется Брахмачарья или умеренность. Знание меры или чувство меры во всём, что бы мы не делали, приводит нас к такому принципу, что называют «Золотой серединой«, который помогает нам избегать крайностей.


Пять принципов Ямы

Правило первое – «Ахимса» — принцип дружелюбия;
Правило второе – «Брахмачарья» — умеренность, терпимость;
Правило третье – «Астейя» — поиска своего (пути, места в жизни и т.д.);
Правило четвертое – «Сатья» — честность по отношению к себе и к другим;
Правило пятое – «Апариграха» — свобода от зависимостей.

Все эти принципы (или правила) тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассмотрены как в узком (обычном) смысле, так и в более широком — или истинном своём предназначении, для осознания на разных этапах и уровнях понимания практикующего.


В Ведах сказано, что у человека есть только шесть врагов,  это:
-вожделение,
-гнев,
-зависть,
-эгоизм,
-гордыня,
-иллюзия.
Если победить этих врагов внутри своего сердца, то никаких внешних врагов больше не будет.


 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.