5Принципов Ямы — Брахмачарья

Брахмачарья — умеренность

(пять принципов Ямы )

Умеренность в своих проявлениях — вырабатывание такой привычки, даёт нам возможность сохранять энергию, не тратить большие её количества на те вещи или желания, без которых можно обойтись в данный момент.

Такой подход в практике йоги называется Брахмачарья или умеренность. Знание меры, чувство меры во всём, что бы мы не делали, приводит нас к таким проявлениям, что называют «Золотой серединой», которые помогают нам избегать крайностей. По сути, соблюдение этого принципа заключается в формировании привычки поступать правильно, избегая негативных, негармоничных состояний, не «выпадать» в крайности.

Принцип Брахмачарьи, в первую очередь, предписывает серьёзно относится к значительным тратам своей жизненной силы, или Праны (санскрит),  к потерям, вызывающим необходимость восстанавливаться. Это различного рода привязанности к объектам наслаждения, вожделения: неуёмное сексуальное желание (постоянное хотение — сокращённо похоть), переедание, а так же режим дня, при котором возникает необходимость длительных перерывов и отдыха. Это и отрицательные эмоции, обессиливающие, истощающие человека (страх, гнев, обиды), и даже чрезмерные положительные, сопровождающиеся болтливостью, дурашливостью.

Напористость, несдержанность, демонстративное поведение являются признаками эгоизма и требуют серьёзного пересмотра сложившихся убеждений и качеств личности. Скорее всего, для такой работы потребуется много времени проведенного с мастером. К сожалению, в большинстве случаев осознание необходимости «работы над собой» приходит только после достаточного количества ошибок и такого жизненного опыта, на протяжении которого человек испытывает негативные переживания и страдания, связанные с непониманием жизненных принципов.

Противоположным значением Брахмачарьи, его антонимом является состояние вожделения или страстного, чувственного желания чего либо. Вожделение, в свою очередь, также является привычкой, которую можно или «подогревать» своим отношением к предметам вожделения — это одна крайность, или запрещать — другая. Для понимания сути крайностей и меры, используются техники формирования осознанного отношения, такие как обеты, посты и т.д.

Чувство меры — качество, которое можно и нужно формировать с раннего возраста. Когда мы встречаем незнакомого человека, его чувство меры является лучшей рекомендующей его чертой характера, формирующей наше дружеское отношение к нему и взаимную симпатию. Культивируя в себе чувство меры, мы располагаем к себе, вызываем доверие окружающих и их уважение. Напротив — несдержанностью в проявлениях, даже таких позитивных как юмор, смех мы можем вызвать напряжение в общении, что непременно будет являться залогом разлада, предвзятого к нам отношения.

Чувство меры позволяет гармонично сосуществовать с нашими ближними, не нарушать их свободы в своих проявлениях, их планов и идей. Человек с достаточно развитым чувством меры, не будет попадать под чужое влияние, сохраняя свои ценности и идеи в жизни, а значит свой смысл бытия и свою ценность.

«Терпение есть избранное украшение для тех, у кого есть сила, и замечательная аскеза
для тех, кто измучен страстями. Оно подобно парящей в высоте неба птице Гаруда, победительнице змеи ненависти. Это крепкая броня против оружия ранящих слов.
Признав это, Мастера многообразными способами вооружаются панцирем высшего терпения».

Цонкапа


Пять принципов Ямы

Правило первое – «Ахимса» — принцип дружелюбия;
Правило второе – «Брахмачарья» — умеренность, терпимость;
Правило третье – «Астейя» — поиска своего (пути, места в жизни и т.д.);
Правило четвертое – «Сатья» — честность по отношению к себе и к другим;
Правило пятое – «Апариграха» — свобода от зависимостей.

Все эти принципы (или правила) тесно взаимосвязаны между собой и могут быть рассмотрены как в узком (обычном) смысле, так и в более широком — или истинном своём предназначении, для осознания на разных этапах и уровнях понимания практикующего.


 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.